Пресса о художнице Татьяна Шихирева

Открылась выставка художника Татьяны Шихиревой

14 января в залах Российской академии художеств (ул. Пречистинка, д. 21) открылась выставка художника Татьяны Шихиревой «Путешествуя во времени…» Выставка продлится по 2 февраля 2014 года. Предлагаем читателям небольшую заметку об этом событии.

 

Помню, в детстве в школе мы играли в "иронёров", как мы это тогда называли, т.е. людей, относящихся ко всему с иронией. Нам это казалось умно, по-взрослому и правильно, хотя иногда выходило слишком жестко. По мере взросления и приобщения к Церкви приходило осознание, что критическое отношение, которое подразумевает ирония, и юмор – это хорошо, но еще есть милость и любовь, и они – превыше даже самого тонкого понимания несовершенств человеческого мира.
Поэтому интересно и удивительно встретиться с человеком, который в своем творчестве умеет гармонично сочетать иронию, легкую усмешку и лиризм, изысканную образность и настоящее христианское сострадательное отношение к людям и явлениям жизни. Это - Татьяна Шихирева, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств и мастер декоративно-прикладного искусства. В ее работах по батику и росписи по дереву человек и его дела рассмотрены критично, с юмором, но и с любовью тоже. Автор не шутит лишь с самым высоким: Евангелие и светлый образ русского города с храмами - кочующий из картины в картину молчаливый свидетель исторических драм.

shihireva200114 2В серии работ "Праздники Христовы" зримо ощущается, что все происходящее – "не от мира сего". Образы Спасителя, Божией Матери, Ангелов – почти невесомы, как будто парят, едва касаясь земли. Хотя Татьяна и признавалась, что начинала эту серию давно и тогда не вполне понимала всю евангельскую символику, но кругозор и вера все равно обнаруживают себя: в наклонах голов и тел просматривается иконописный подход – так передавал молитвенное состояние Дионисий. И все же, художник решил тему именно как художник: все очень условно, мир скорее сказочный, чем горний. В "Благовещении" Ангел с Вестью застает Марию за чтением, занятием серьезным, а в верхней части работы присутствует Дух Святой в виде голубя весьма потустороннего на вид.
Для "Рождества" выбрана сцена поклонения волхвов ради красоты их даров и одеяний. Татьяна следовала эстетике Средневековья и Раннего Возрождения: остроконечные рамы и вымышленные красочные костюмы, фигуры значительных персонажей больше по размеру, второстепенных – меньше, как Мария и Иосиф в том же "Рождестве". В "Бегстве в Египет" мы видим лунную ночь, собирательный образ восточного города и ощущение спокойствия, потому что Святое семейство уже в безопасности. А во "Входе Господа в Иерусалим" – жара, солнце, толпа в воротах города, одежда, брошенная под ноги Спасителю и гротеск, резкие линии и движения, вздернутые руки... Картина далеко не благостная, и скорбный лик Матери в верхней части диптиха подтверждает предчувствие испытаний. Художник задумывался над продолжением – несением Креста, но не решилась...
При всей декоративности и утонченной красоте своих творений художник бесстрашно берется за проблемные, драматичные темы отечественной истории. И вот из-за изысканного внешнего флера мы видим вдруг целую "энциклопедию русской жизни", обнаруживающую и обширные познания автора, и ясное глубокое понимание добра и зла, присущее христианину думающему. Излюбленная ее тема в этом плане – петровская эпоха как квинтэссенция извечных русских вопросов: Россия и Запад, элита и простой народ, человек и власть.

"Театр Натальи Алексеевны", сестры Петра, – театр, как сама жизнь. Балаган, маски как символ лжи, трагичности и двусмысленности того времени. Прекрасные дамы, несущие разрушение своим кокетством и коварством... Выглядывающие из-за своих покровителей фавориты...Марионетки – человеческая жизнь как игрушка – и убитый Монс, любовник Екатерины, лежит на земле... Европейские камзолы и русское платье - и перед нами столкновение культур. В картинах из этой же серии "Прогулка", "Запуск воздушного корабля", "Летающее чудо" модернизаторские мечты Петра воплощаются в фантастические летательные аппараты, кружащие головы вечно веселящейся придворной толпе и вызывающие недоумение у простых мужиков. Скоморохи, ряженые, карлуши кувыркаются и беснуются... И словно шумно от картин... Водка, табак... Какая-то чертовщина, то тут, то – там. А фоном – светлое пятно, город-храм как символ Святой Руси.
На все происходящее с рамы (изображение часто выплескивается за обычные пределы художественной работы) задумчиво-печально взирает сама художница и ее муж. Кстати, он тоже художник, и, порой, с помощью своего мастерства резчика по дереву становится соавтором работ. Почти невероятные, словно игрушечные рамы картин были созданы им, Николаем Конончуком, по фрагментам старинных предметов быта, равно как и деревянные скульптуры, впоследствии расписанные женой.

Так, картина "Георгий Победоносец" оказалась вписана в нарядный резной наличник, верхняя часть которого была подобрана на свалке. В итоге, получилась работа, где хрестоматийный образ Св. Георгия решен необычно и вкупе с окружающей красотой завораживает и радует глаз своей сказочностью.
Что заставляет людей с высшим образованием собирать старые деревяшки и превращать их в красивую сказку? Что заставляет мастера корпеть над батиком, этим трудоемким, технически сложным, а порой и вредным для здоровья делом? Что заставляет читать много книг по истории и выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного в изображении? Что, как не любовь...?

Источник: http://www.foma.ru/ot-ironii-k-lyubvi.html

Фото: www.rah.ru, irinadvorkina.livejournal.com

Автор: ЛЕГОЙДА Анастасия

15.01.2014
Ксения ВОРОТЫНЦЕВА


14 января в залах Российской академии художеств началось «Путешествие во времени».


Выставка Татьяны Шихиревой предлагает зрителю окунуться в игру культурных кодов, крепко засевших в подкорке. В основе ее необычных работ, будь то батик, темперная живопись или расписные деревянные скульптуры, лежит огромный пласт искусства — от иконописи до итальянской комедии дель арте.
Зритель то ощущает себя свидетелем рыцарских турниров, то оказывается на шутейных гуляниях петровских времен. При этом главная тема экспозиции — вовсе не усталое ироничное смешение, а радость — сам праздник в его избыточном великолепии.

 



«Путешествие во времени»

Газета "Культура" 15.01.2014

http://portal-kultura.ru/articles/exhibitions/26076-gulyat-tak-gulyat/

 

На выставке батика можно увидеть изображения диковинных летательных аппаратов и картины на сюжеты Нового Завета

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков


В выставочных залах Российской академии художеств стартовала экспозиция «Путешествуя во времени» мастера горячего батика Татьяны Шихиревой.
В беседе с «Известиями» Татьяна Сергеевна отметила, что название выставки «отражает ее творческое кредо».

Кирилл Зыков/ИЗВЕСТИЯ

— Я путешествую во времени вместе со своими героями. У меня есть любимые персонажи. На моих картинах всегда присутствует прекрасная дама в самых различных ипостасях: она может быть из эпохи Возрождения, Средневековья, Древней Руси, времени Петра I. В моих работах жизнь прошлого идеализирована. Конечно, в каждой эпохе были свои проблемы, но я отстраняюсь от них и показываю прошлое костюмированным и нарядным.
Транспортным средством для совершения путешествий Татьяна Шихирева выбрала воздушные корабли. На многих ее картинах встречаются диковинные летающие машины, которые, по словам автора, «ассоциируются с перемещением во времени».
— Люди во все эпохи хотели летать: изобретали специальные аппараты, которые были самые фантастические по образу. Например, воздушные корабли в виде рыб — не моя придумка, сохранились их изображения и чертежи.

Кирилл Зыков/ИЗВЕСТИЯ


В композиции «Листая энциклопедию моды» художнице удалось совершить путешествие сразу в несколько эпох. На полотне, разделенном деревянными планками на секции, зритель может увидеть модные атрибуты Франции времен Людовика XIV, английские наряды XVI века, русские крестьянские сарафаны и многое другое.
Все картины Татьяны Шихиревой отличаются оригинальным оформлением. Краснодеревщик Николай Конончук по эскизам художницы создал массивные резные рамы, которые могли бы войти в число экспонатов выставки декоративно-прикладного искусства. В свою очередь, привычные плоские рамы Шихирева превращает в продолжение картин, «выпуская» героев за пределы полотна.

Кирилл Зыков/ИЗВЕСТИЯ


Многие сюжеты Татьяна Шихирева раскрывает в многочастных композициях: триптихах или полиптиках. Одни из таких циклов рассказывают истории из Нового Завета, другие увлекают в причудливый мир героев комедии дель арте и русского балаганного театра.


Выставка продлится до 2 февраля.

Кирилл Зыков/ИЗВЕСТИЯ

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/564005#ixzz2r1gf18yN

 

Путешествуя во времени


Ирина Лебедева


В залах Российской академии художеств открылась выставка произведений заслуженного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Татьяны Шихиревой под названием : «Путешествуя во времени».
Кто она, Татьяна Шихирева?
Искусствоведы скажут, что она - один из ведущих современных мастеров декоративного искусства, работающих в технике горячего батика, и еще - золотая медалистка Российской академии художеств, и еще - участница московских, российских, зарубежных и международных выставок, в том числе выставки в Париже (ЮНЕСКО), Дели, Норвегии, Германии, Индонезии и других странах, и еще - ее работы находятся в частных коллекциях в Испании, Германии, Италии, Венгрии, Швеции, Дании.
Посетитель же выставки подумает: "сказочница, легко переносящая нас в мир театра и сказки, мир лёгкой иронии и доброго юмора "!
Что мы видим?
Петровское время: ассамблеи увеселительные балы.
Средневековье: прекрасные дамы и рыцари.
Итальянская комедия. Коломбина, которую мы воспринимаем не весёлой и предприимчивой крестьянской девушкой, но как остроумную., изящную субретку. Кстати, во время Великой Отечественной войны самоходную артиллерийскую установку СУ-76 также назвали "коломбиной". А если посмотреть значение этого женского имени, то в переводе это означает "голубка", женское имя, даваемое Арлекином своей возлюбленной, в итальянских пантомимах.
Арлекин такой как и должен быть: весел и наивен, лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен, легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой.
Вот Пьеро - не ловкий типчик (обычно слуга), который добивается своей цели, прикрываясь добродушием, а печальный любовник, неудачливый соперник Арлекина.
В числе оригинальных авторских решений Т.Шихиревой - обрамление произведений в старинные деревянные «рамы-оконца», придающее глубину изображению. В этом она видит своеобразный художественный прием соединения живописи на плоскости и пластического начала, заключенного в орнаментальной резьбе. Резьбу по дереву по эскизам Шихиревой выполнил Н. С. Конончук.
На рамах коты-баюны, но не те коты, которые как замурлыкают, так и напустят, на добрых молодцев-богатырей заколдованный сон, которого и не отличишь от смерти, и не того, который бродит по золотой цепке. Нет. А те, которых можно увидеть в нехорошей квартире в районе Чистых прудов, с пушистым хвостом трубой, ярким розовым язычком и бархатной лапкой, поправляющей но розовом носу тонкие очечки-пенсне в золоченой оправе .
А ещё на рамах мистические птицы алконост, прилетевшая к нам из древнегреческих мифов, и гамаюн, до сих пор украшающая герб города Смоленска, родом откуда-то из Ирана. Причем обе - птицы радости, а гамаюн помимо всего ответственна за предсказания и мудрость.
Нельзя не сказать и об интересном опыте Т.Шихиревой, обратившейся к русской теме, связанной с искусствои иконы, Создан цикл на тему христианских праздников: «Благовещение», «Рождество», «Бегство в Египет», «Въезд в Иерусалим», в решении общего декоративно-образного строя которых проступает фольклорное начало.
«Путешествуя во времени», автор вводит зрителя в мир игры и воображения, волшебный батик во всей красоте цвета увлекает с собой , и уводят они от обыденного, повседневного, туда, где нет места тягостным испытаниям нынешнего мира, заставляя вновь и вновь пережить ощущение праздника.
Могу решительно заметить, данная выставка именно та, которую следует посетить!

Kорреспондент портала «СМИ и Бизнес» Ирина Лебедева

10 ноября 2004 г.
Совершенство вкуса
Мария ПИСАРЧУК, Анатолий МОРКОВКИН (фото), «Новые Известия»

Автор Татьяна Шихирева, «Хроники XVII века», горячий батик

Не так давно в залах Московского дома художников на Кузнецком Мосту прошла художественная выставка членов Ассоциации художников декоративных искусств Московского союза художников – «Внимание, красота!». Свои работы представили лучшие московские мастера. Вот уже много лет Ассоциация располагается на Арбате, в небольшом уютном особнячке, среди многочисленных магазинов, кафе и ресторанов. Перед входом в салон-галерею, где всегда работают несколько выставок и можно купить настоящее произведение декоративного искусства, – лавки с товаром: слащавые картинки, сувениры, поднадоевшие матрешки, разукрашенные веники… «Это не наш стиль и не наш уровень, – улыбается Татьяна Шихирева, председатель правления Ассоциации. – Мы стараемся поднять общее представление людей об искусстве, показать, что на самом деле красиво и профессионально». В салоне-галерее вниманию зрителей всегда представлены произведения декоративного искусства столичных художников: гобелен объемный и мини-гобелен; ручная роспись тканей в традиционной технике горячего батика и свободная роспись с разными авторскими приемами, коллажи и панно в смешанной технике, авторские уникальные костюмы, головные уборы и аксессуары; керамика, ювелирное искусство, лаковая миниатюра, горячая эмаль, мамонтовая кость, произведения из дерева... И от каждой вещи исходит особый энергетический заряд, потому что создание каждого такого произведения искусства прочувствовано автором, выстрадано им. «Невозможно, видя красоту природы, удержаться от подражания ей, – говорит Наталья Лаптева, создатель удивительных по красоте керамических работ. – Я, словно переводчик с одного языка на другой, пытаюсь перевести в глину свои летние впечатления. Композиция «Луг» – это керамический гербарий. Работы выполнены в технике фаянс, соль, глазури». Ассоциация художников декоративных искусств Московского союза художников была создана в тяжелое для художников время – в 93-м году на базе секции декоративного искусства МСХ, образованного в 1932 году. Сегодня Ассоциация объединяет уже более 800 профессионалов. «Гобелен, батик, ручное ткачество – у нас уникальные работы, оценить по достоинству которые могут люди с тонким вкусом. Радует, что сегодня все больше находится тех, кто приобретает картину не к обоям, а прислушивается к внутреннему голосу», – говорит Татьяна Шихирева.Сама Татьяна работает в технике горячего батика. Кстати, московские художники взяли за основу технологию индонезийского батика, но при этом заметно усложнили и усовершенствовали этот вид росписи, создавая картины в очень сложной технологии. Их работы создаются при помощи электрического батик-штифта, или тиантинга. Так работает и Татьяна Шихирева. Тема, которая пронизывает все ее творчество, – «Мир прекрасной дамы». В ее картинах, как на театральных подмостках, разыгрываются спектакли о любви и коварстве, о храбрости и страсти. Здесь оживают герои старинных испанских и итальянских пьес: галантные кавалеры, роскошно одетые беззаботные дамы, Арлекино, Пьеро… Все работы художника отличаются изысканными колористическими решениями, безупречностью вкуса, особым романтическим настроением и высоким технологическим уровнем исполнения. На выставке «Внимание, красота!» около работ Шихиревой зрители замирали, буквально плененные красотой работ.Мастер Лариса Рубцова создает великолепные гобелены. На выставке была представлена ее «Эллада». «Эллада» – это обращение не только к мотивам Древней Греции, к ее знаковым символам, несущим образ высокой цивилизации, прославляющим силу духа и красоту человеческого тела, это желание показать вечное стремление человечества к красоте, миру, согласию, торжеству добра, – говорит автор работы. – Богиня Ника, устремленная из тьмы к небесам, – это образ победы всего прекрасного над злом, символ красоты как божественного света, пронизывающего все сущее. Свет струится изнутри и уходит ввысь». В основе построения композиции гобелена заложено преобладание вертикальных ритмов, наполненных цветовыми растяжками и игрой тонов, восходящих по напряжению вверх. Виртуозно работая в технике классического гобелена, Лариса Рубцова использует большую палитру многоцветной пряжи, живописное сочетание которой дает нежнейшие переходы и цветовые нюансы. В то же время авторское исполнение гобелена способствует выявлению передачи живого прикосновения руки человека, выделяя отдельные нити как графические линии, подчеркивающие текстильную структуру. Верность лучшим традициям русского шпалерного искусства, высокая одухотворенность, монументальные достоинства, образность, эмоциональность и декоративные свойства – это отличительные черты работ Ларисы Рубцовой. «Авторская работа всегда была в почете, – говорит Татьяна Шихирева. – В первую очередь это показатель хорошего вкуса, понимания красоты». В Ассоциации художников декоративных искусств работает Комбинат прикладного искусства. Художники Ассоциации, работающие в комбинате, создавали занавеси для многих столичных театров: МХТАТа им. Горького, МХАТа им. Чехова, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, филиала Малого театра и для Большого театра. Театрам художники могут изготовить одежду сцены по индивидуальным эскизам в технике ручного ткачества, с примением аппликаций и ручной росписи, а также изготовление театральных портьер и занавесей. Совсем недавно художники помогали оформить костюмы к спектаклю А. Кончаловского «Чайка». Удачный опыт сотрудничества с художниками театра положил начало творческому союзу между художниками театра и художниками декоративного искусства. Сегодня члены Ассоциации не только сами проводят выставки – групповые и персональные, но и принимают предложения на участие в международных выставках, конкурсах, симпозиумах, выставляют свои изделия, картины, авторскую одежду в арт-салонах, участвуют в мастер-классах… Они оформляют интерьеры общественных и культурных центров, театров, музеев, дворцов культуры, столичных и зарубежных гостиниц. Произведения декоративного искусства московских художников находятся и в коллекциях известных музеев.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
© 2003, «ЗАО «Газета Новые Известия»